Логопедические игры в старшей группе

Содержание:

Организация логопедических игр в подготовительной группе

Для дошкольников могут проводиться более сложные и насыщенные логопедические мероприятия. Далее рассказано об одном из них.

План занятия «Логопедический КВН»

Конспект такого занятия включает следующие действия.

Детям предлагается соревнование двух команд в том, насколько они знают буквы и умеют произносить слова.

Сначала воспитатель разговаривает с ними, произнося стихотворные фразы. Он предлагает произнести сложные слова — дети делают это хором.

Затем все вместе произносят хором различные звуки (жа-жа-жа, ша-ша-ша).

Детям показывают слова, которые нужно прочитать. Каждая команда выполняет задание.

Малыши из подготовительной группы должны из предложенных слов отбросить буквы и получить новые слова. Далее дети решают другие языковые головоломки.

Обязательно проводится физкультминутка.

В конце занятия определяется победитель логопедического КВН в подготовительной группе. Воспитатель обязательно должен похвалить участников.

Логопедическое упражнение

Артикуляционная гимнастика

Такого вида упражнения следует проводить перед каждым занятием. Они воздействуют на мускулатуру артикуляционного аппарата и помогают подготовить его к работе на занятиях.

Гимнастика представляет собой комплекс специально подобранных упражнений для укрепления мышц губ и языка. Именно они участвуют в произношении звуков. Из-за их недостаточной функциональности речь у ребенка нечеткая.

Проводятся логопедические игры и упражнения перед зеркалом, чтобы малыш контролировал свои движения. Так он быстрее научится правильному произношению. Занятия проводить дважды в день, продолжительность 7-10 минут. В результате малыш будет говорить не только правильно, но и разборчиво и четко.

Пример комплекса:

  1. Максимально растянуть губы в улыбке, зубы не видны. Пробыть в таком положении пол минуты.
  2. Проделать то же, только зубы видны, опять же пол минуты.
  3. Язык не напряжен, лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Проговаривая «ПЯ», шлепать им. Верхняя губа касается языка.
  4. Свернуть язык в трубочку и держать так 30 секунд.
  5. Медленно облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу, не отрывая язык.
  6. Широко улыбнуться и касаться поочередно языком кутиков губ.

Упражнения на обогащение словаря и коррекцию грамматического строя

У 6-7-летних детей речь практически не отличается от речи взрослого человека. Они могут легко рассуждать о знакомом им предмете, используют больше уточняющих слов, дают развернутые ответы. С совершенствованием связной речи происходит и развитие грамматического строя речи.

Дидактические игры направлены на уточнение имеющихся представлений, расширение словаря и закрепление усвоенных грамматических навыков, таких как словообразование и согласование. Кроме существительных и прилагательных, на занятиях со старшими дошкольниками отрабатывают глагольную лексику, числительные, наречия и местоимения.

«Кто назовет больше»

Кроме расширения словарного запаса и закрепления умения обобщать, нужна тренировка моторных навыков, координации движений. Детям предлагают назвать как можно больше слов, относящихся к определенной категории. Взрослый бросает мяч – ребенок называет слово.

«Ласковое имя»

Во время этой игры происходит применение на практике навыка суффиксального образования слов. На занятиях используют наглядный материал – картинки или игрушки. Взрослый говорит, что этот предмет бывает большим и маленьким. Ребенку нужно назвать его ласково, добавив суффикс.

«Знакомство с антонимами»

Взрослый показывает картинки, на которых изображены слова с противоположным значением. Задача ребенка – правильно подобрать антонимы. Усложнить это задание можно, если использовать не только существительные и прилагательные, но и глаголы.

«Это чье?»

Это задание направлено на закрепление в активной речи ребенка употребления притяжательных прилагательных. Лучше всего начинать образование от названий животных. Детям показывают подходящие изображения, и им нужно отвечать на вопросы: «Это чье, чья, чей?».

«Назови действие»

Во время этой игры педагог учит детей подбирать действие к предмету и называть подходящий глагол. Так как для этого упражнения нужен мяч, совершенствуются и моторные навыки. Взрослый кидает мяч и называет существительное, ребенок в ответ должен назвать подходящий глагол. Например, врач – лечит, учитель – учит и т. д.

«Сколько предметов»

Выполняя это задание, ребенок закрепляет навык счета и согласования существительного и числительного. Показывают картинки с разным количеством предметов. Дошкольник считает их, называя числительные в паре с существительным (один помидор – два помидора, три помидора и т. д.).

Рекомендации по развитию связной речи

Чтобы усовершенствовать связную речь детям в возрасте 6-7 лет предлагают составить рассказ-описание по картине; придумать сказку или историю; закончить за взрослым предложение. В начале работы взрослые могут помочь наводящими вопросами или составляют план для рассказа. Старшим дошкольникам можно давать короткие истории для самостоятельного пересказа; ставить театрализованные представления.

Взрослые должны поощрять в детях стремление к самостоятельному составлению рассказов. Необходимо чаще интересоваться их мнением, задавать больше вопросов об окружающем мире. Для развития связной речи наиболее эффективны сюжетно-ролевые игры, потому что они способствуют еще и развитию интонационной выразительности, улучшают дикцию. Чем лучше развита связная речь, тем лучше реализуется коммуникативная функция.

Все вышеописанные задания помогают сформировать базу для успешного овладения навыками чтения и письма. Они являются профилактическими мерами по предупреждению нарушений письменной речи. Также, если у ребенка нарушено звукопроизношение, то необходимо заниматься и его коррекцией, потому что оно влияет на все составляющие речевого развития.

Все речевые игры для детей 6-7 лет нужно подбирать в соответствии с их индивидуальными особенностями. Поэтому перед их проведением рекомендуется провести логопедическую диагностику, чтобы определить уровень речевого развития и подобрать наиболее эффективные упражнения для учебно-воспитательной работы.

Логопедические игры — Использование лэпбука и синквейн-технологии в работе учителя-логопеда ДОУ

Публикация «Использование лэпбука и синквейн-технологии в работе учителя-логопеда…»
«Использование лэпбука и синквейн-технологии в работе учителя-логопеда ДОУ» В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит будущая успешная учёба в школе, общее интеллектуальное развитие,…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Логопедические игры с шариками Марблс
Логопедические игры с шариками марблс В логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста советую применять шарики марблс и камешки-кабошонов. Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних…

Консультация учителя-логопеда «Речевые игры дома»
1 «Один и много» (образование множественного числа существительных): яблоко – яблоки, груша — …, слива — …, персик — …, банан — … 2 «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий — …, сладкий — …, мягкий — … 3 «Назови ласково» (словообразование…

Конспект ООД в старшей логопедической группе с использованием игр В. В. Воскобовича «В стране геометрических фигур»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича «В стране геометрических фигур» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие»,…

Логопедические игры — Роль игры в логопедической работе с детьми

Статья «Роль игры в логопедической работе с…»
Игра является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические про¬цессы. В своей работе мы успешно использовали игры и игровые приемы с учетом индивидуальных особенностей…

Игра «Что происходит осенью с червячками» на основе логоритмической песенки Екатерины Железновой «Червячки»
А у нас опять осенние приключения. На этот раз мы узнаем: а что же происходит осенью с червячками. И где они прячутся зимой? На этот раз я познакомлю вас с увлекательной игрой «Червячки». За основу я взяла логоритмическую песенку Екатерины Железновой «Червячки». Смотрите, что…

Конспект итогового открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Играем со звуковичками»
Конспект итогового открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Играем со Звуковичками». Цель НОД: — Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь»; — Формирование…

Игрушки-антистресс в коррекционной работе логопеда с детьми (Поп-ит)
Педагог должен идти в ногу со временем, быть в курсе технических новшеств и изменений. Не так давно игрушечный мир наполнили игрушки-антистресс. Наверняка они есть у каждого ребенка. Впервые появились игрушки-антистресс на территории Японии. Там они с первых же дней начали…

Страницы:

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

Цель занятий:

  • обучать четкому и правильному произношению,
  • постановке и закрепление звука,
  • формирование грамматического строя речи,
  • формирование голосовых способностей,
  • развитию мелкой моторики и мн.др.

Логопедические игры для дошкольников

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

1. «Снегурочка и Снеговик»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков – в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри,  что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – , а для Снеговика – картинки со звуком — .

2.  «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук в слове – конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) – зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим,  из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук  . Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Цель:  автоматизация звука  в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок,  и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая  звук  .

5. «Звуковая полянка»

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры:  Я буду называть тебе слова со звуком , а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот  звук.

6. «Ежику снятся сны» 

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки–сны с картинками, в словах которых мы слышим звук .

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук .

7. «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У  Карлсона — День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук .

8. «В каком домике живет звук?»

Оборудование: картинки – три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например,  перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой  можно поиграть в игры «Один — много»,  «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

Логопедические игры — Конспект логопедического занятия «Речевые олимпийские игры»

Публикация «Конспект логопедического занятия «Речевые олимпийские…»
Речевые олимпийские игры Цель: Обобщить и систематизировать знания об Олимпийском движении средствами коммуникации. Образовательная область «познание», развитие речи с элементами физкультуры. Коррекционные – развивающие задачи. Способствовать формированию диалогической речи,…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Использование нетрадиционных дидактических пособий в работе логопеда для автоматизации и дифференциации звуков у детей
Мастер-класс для студентов: «Использование нетрадиционных дидактических пособий в работе логопеда для автоматизации и дифференциации звуков у детей» Актуальность Этап автоматизации и дифференциации звуков — это сложный процесс кропотливой, длительной тренировки ребёнка,…

Конспект сюжетно-ролевой игры «Город мастеров» под руководством учителя-логопеда
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о профессиях. Задачи: Коррекционно-развивающие: • Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий. • Способствовать возникновению ролевого диалога. Обогащение…

Использование интерактивных электронных образовательных игр в логопедической практике с целью устранения речевых недостатков
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в видеосреду. Ученые отмечают, что использование информационных технологий в совместной и самостоятельной деятельности…

Логопедические игры — Эффективное использование интерактивных игр в работе логопеда

Статья «Эффективное использование интерактивных игр в работе…»
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер — такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем…

Дидактическая игра «Разрезные картинки на магнитах «Собери костюм» для детей старшей логопедической группы
Цель игры: формирование представлений о целостных образах предметов. Задачи игры: -закреплять знания детей о национальных костюмах осетинского народа; -учить правильно собирать целый предмет (изображенный на разрезанной картинке) из частей; -расширять словарный запас по теме…

Логопедическая игра «Звуковая меморина» для автоматизации звуков ,
Предлагаю вашему вниманию игру, которая изготовлена из картонных деталей, оставшихся от коробок для капкейков, как и игра «Дружба». https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-logopedicheskaja-igra-druzhba-ili-kakaja-kartinka-druzhit-s-bukvoi-dlja-detei-srednei-grupy.html Они…

Логопедические игры и упражнения, формирующие правильное произношение
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Для того, чтобы создать благоприятные условия для правильного…

Логопедические игры — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
2 …

Игровые пособия и материал для логопедических занятий

Содержится в разделах:

Работа логопеда. Логопедия 8132

Включает в себя разделы:

  • Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры 374
  • Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия 424
  • Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия 3258
  • Язычок. Логопедические наглядно-дидактические пособия 13

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 1393.Все разделы
| Логопедические игры

Новое

Сценарий физкультурно-логопедического праздника для детей с ТНР «Речевые Олимпийские игры»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Солнышко» учитель-логопед Лукина Е.В. Сценарий физкультурно-логопедического праздника для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР «Речевые олимпийские игры»

Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Тема: «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ». Цель: Ознакомление педагогов с инновационной технологией, с возможностями конструктора ЛЕГО в речевом развитии дошкольников. Формирование практических…

Рекомендации по их применению

Использовать лишь ИКТ (информационные компьютерные технологии) на логопедических занятиях нельзя, потому что это вредит зрению и ребенок может устать от работы с компьютером, пусть он и играет за ним. Соблюдая определенные рекомендации, их применение будет продуктивным и не нанесет вред здоровью:

  • Достаточно использовать 1-2 дидактических игры, длительность которых не будет превышать 5 мин.
  • Выбирать нужно в соответствии с целями и лексической темой занятия.
  • Их использование эффективно на этапах автоматизации и дифференциации.
  • Расстояние между экраном и глазами должно быть не меньше 50 см.
  • Во время игры у ребенка должна быть прямая спина.
  • После ее выполнения стоит сделать короткую зарядку.

Логопедические игры за компьютером должны облегчить процесс коррекции и сделать его продуктивнее, повысить заинтересованность ребенка в обучении. Но не нанося при этом вреда здоровью и не формируя зависимость от компьютера

Поэтому логопеду важно найти баланс между применением современных технологий и классических дидактических игр

Игра «Составляем слова».

Цель. Упражнять в составлении слов из трех букв.

     Оборудование. Гимнастические обручи, два набора цифр «1», «2», «3».

Наборы букв (первый набор: «К», «О», «Т», «Д», «Ы», «М», из которого составляются слова «кот», «дым»; второй набор букв: «С», «О», «К», «Д», «О», «М», из которого составляются слова «сок», «дом»; третий набор букв: «Ш», «А», «Р», «Л», «У», «Ч», из которого составляются слова «шар», «луч»).

    Проведение игры. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в слова, каждый ребенок будет буквой, а у букв есть свои места в обручах, там, где цифра «один», будет стоять первая буква, где «два» —  вторая, где «три» — третья. Затем дети делятся на две команды. Перед ними кладутся два набора из трех обручей. В каждый набор педагог кладет цифры «1», «2», «3». Педагог раздает детям буквы и говорит, какие слова составляет каждая команда.

         Дети говорят стишок:

Раз- два, раз-два,

Составляем мы слова.

Затем каждый ребенок должен встать на свое место и поднять свою букву.        

Выигрывает та команда, которая раньше составит слово.

Аналогично можно провести игру  с более сложными словами.

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика совместно с текстами помогает развить мышление, воображение, внимание и выразить свои эмоции. Помимо развития речи наблюдается еще и появлении быстрой реакции

Заниматься следует ежедневно по 5 минут. Упражнений есть много, но для начала подойдут:

  1. Цветок. Ручки сложены, как при молитве. Малыш говорит: солнышко просыпается, цветочек открывается(пальцы разжимаются, ладошки сжатые), солнышка садится, цветочек спать ложиться (ладони вновь сомкнуть).
  2. Кошка. Руки на столе, сжатые в кулак. Малыш проговаривает: «кулачок-ладошка, я иду как кошка». Разжимает руки, не отрывает ладони от твердой поверхности, а затем возвращается в исходное положение. Повторить 7 раз.
  3. Птица. Скрестить руки перед грудью, ладони к себе. Сцепить большие пальцы, они символизируют голову птицы. Пальцы — крылья. Птица полетела (помахать пальцами), села-поседела (разъединить ладошки и прижать к груди), дальше полетела.

Такие игры можно использовать и в минуты отдыха, на прогулке, в дома, в поездке.

Роль и значение логопедических игр

Речевые проблемы у детей – явление весьма распространенное. Если кто-то не выговаривает 2-3 звука, это еще пол беды. Если же в речи отсутствует более 3 звуков, то стоит задуматься над тем, чтобы серьезно заняться решением проблемы. В зависимости от сложности логопедических нарушений у ребенка можно решать, насколько продолжительным будет терапия. Но еще большое значение в таком лечении имеет стойкость и терпение родителей. Насколько стойкими они будут в выполнении всех требований специалистов.

Занятия с детьми лучше проводить в игровой форме. Игровая обучающая деятельность очень популярна среди детей дошкольного младшего школьного возраста. Такая форма терапии благотворно влияет на формирование мыслительных процессов от самых простых до самых сложных.

Логопедические игры — эффективное средство для пополнения лексикона дошкольника. В такой форме знания лучше усваиваются, а дети проявляют к ним неподдельный интерес и приятно проводят время с родителями. Игры в логопедии развивают сосредоточенность, речь, логическое мышление, общительность, ум и физическое состояние ребенка.

Дидактические игры являются неким катализатором психических процессов, которые происходят в сознании ребенка при познании различных предметов в возрасте 5-6 лет. Они являются не только речевой, но и познавательной деятельностью ребенка. Также игры помогают малышу почувствовать себя уверено не только наедине с родителями, но и в обществе, снимают страх перед окружающими и учат правильно излагать свои мысли в словах. В игровой форме дети самостоятельно решают задачи, пытаются найти правильные ответы, преодолев некоторые трудности.

Если родители вовремя не начнут помогать ребенку в устранении дефектов речи, то это может привести к развитию комплексов, замкнутости и необщительности у него. Для проведения логопедических игр совсем не обязательно посещать специальные центры, достаточно проводить регулярные занятия в домашних условиях.

Логоритмика, звукоповторение, речевой слух

Прежде всего, у ребенка должен быть развит речевой слух. Для этого предлагаются следующие упражнения:

  1. Продемонстрировать малышу предметы, которые издают звук. Попросить его повернуться спиной и создать звук, чтобы он угадал, что это за предмет. Так формируется речевой слух и восприятие звуков.
  2. Завязать ребенку глаза и звонить в колокольчик, при этом перемещаясь по комнате. Он должен пальцем указать откуда идет звук.

Звукоповторению можно учить ребенка с годовалого возраста. Возьмите куклу и убаюкивайте ее (аа-аа-аа-а), пусть малыш повторяет. Также можно повторять звуки животных.

Логоритмические занятия представляют собою повторение стихотворения, движений и музыки. Проводят в любом возрасте, родители показывают пример, ребенок повторяет за ними. Можно петь песню и делать движения, о которых в ней поется.

Как производить занятия в домашних условиях

Устраивая дидактические занятия дома, нужно соблюдать ряд простых правил. Проводить игры в домашних условиях следует в соответствии со следующими рекомендациями:

  • подбирать время для игр нужно тогда, когда ребенок прибывает в хорошем настроении;
  • играть нужно ежедневно, чтобы игровые занятия были систематическими. Если такой возможности нет, то следует постараться выработать график (хотя бы несколько раз в неделю), иначе результата родители дождутся совсем нескоро;
  • начинать игровые занятия следует после посещения специалиста (невролог, логопед), потому что причины могут крыться не только в неусидчивости или лени ребенка, но и иметь более серьезные корни.

Логопедические игры для дошкольников имеют важное значение в формировании у них речевого аппарата и выработке четкости речи. Специалисты логопедии рекомендуют для родителей следующие правила, которые помогут ребенку легче адаптироваться к занятиям, и делать последние более эффективными

Удобство занятий в домашних условиях также заключается в том, что игры не требуют особых затрат на их организацию, а весь учебный материал можно при желании изготовить вместе с ребенком.
Очень важно заинтересовать малыша такими занятиями, поэтому рекомендуется создать эффект соревнования или продумать поощрение за успехи в занятиях.
Логопедические игры должны проходить в легкой, положительной и позитивной атмосфере, которая обязательно укрепит связь между ребенком и родителями.
Прежде чем приступить к занятиям, нужно точно определиться с целью
Первое время лучше акцентировать внимание на одной конкретной проблеме, а немного погодя можно вводить и новые дидактические игры.. Ниже приведены лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле существует простор для фантазии. Ниже приведены лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле существует простор для фантазии

Ниже приведены лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле существует простор для фантазии.

Логопедические игры — роль и значение

Развитие ребенка напрямую связано с его способностью разговаривать

Поэтому, немаловажно контролировать любое проявление дефектов и следить за произношением звуков

Проблемы бывают не только в нарушении речи, но и в ее восприятии. При средней и тяжелой степени появляются симптомы дефекта умственного, речевого и физического.

С помощью игр малыш учится правильно произносить слова, понимать их. Он не воспринимает это как обучение, все проходит в игровой форме.

Значение таких игр заключается в увеличении словарного запаса, расширении кругозора малыша и знакомстве его с окружающим миром.

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов

В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным

Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы

Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • выделение начального и последнего звука в слове;
  • подбор изображения в соответствии с заданной фонемой;
  • задания на различение твердости−мягкости;
  • закрепляются понятия «звук», «слог», «слово».

Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими. Все гласные должны занимать сильную позицию, чтобы ребенок успешно смог овладеть навыками звуко-буквенного анализа. Для проведения игр используют наглядный материал, схемы, кружки для обозначения гласных и согласных звуков.

В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.

 «Живые звуки»

Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.

Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.

«Подели на группы»

Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.

«Звуковое лото»

Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.

Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector